Большинство абонентских терминалов имеет внутренний одометр - устройство подсчета расстояния пробега на основании данных навигации. Данный одометр является аналогом установленных на большинстве спидометров одометров, подсчитывающих пробег машины.
В отличии от одометра машины, повлиять на показания данного одометра в случае исправного абонентского терминала крайне проблематично, так как пробег основан на чистой математике, которая рассчитывается на прямую от наличия навигационных данных - определения положения прибора в пространстве (координаты и высота).
Вычисление показаний одометра производится АТ автоматически, обычно с учетом перепада высот, прибор выполняет данные операции для каждого валидного пакета данных, прошедших через первичный фильтр отброса координат. Наличие и принципы фильтрации данных от навигационного приемника различаются у разных абонентских терминалов и варьируются от полного отсутствия, до интеллектуальных систем принятия решения. Опять же, данные алгоритмы становятся интересны в условиях, когда прием сигнала по разным причинам затруднен или когда производится отслеживание специфичных случаев подвижных объектов (стоянка со включенным прибором). Если на АТ отсутствует система фильтрации или алгоритмы не учитывают ситуации, то очень часто можно наблюдать ситуацию, когда стоящее ТС на карте хаотично разбросано в радиусе 10-20 метров. При этом одометр однозначно определяет данные ситуации как движение, и постепенно происходит "набор" пробега. В результате может получиться, что у стоящего ТС за пару часов набежал пробег в 100-1000 метров, что конечно же негативно сказывается на отчетах и подчас смазывает картину расхода топлива до неузнаваемости. Да, когда машин в парке немного этому не придают особого значения, ибо оператор всегда способен зрительно отделить такие случаи, но когда их количество 10 и более то затраты времени на такие анализы становятся крайне непродуктивными ... В итоге качество навигационного решения (статистические показатели) зависит как от данных алгоритмов так и от навигационного приемника, а так же от количества спутников над горизонтом. Данные алгоритмы не разглашаются производителями, однако об их качестве и наличии можно судить по той "картинке на карте" что рисуется АТ в различных случаях (стоянка, движение, остановка, включение/отключение, городская застройка и т.д.), а так же на основании программного анализа накопленных данных с целью поиска отклонений в подсчете пробега.
В общем случае, чем больше "чистого" неба (и спутников) видит антенна терминала по приему спутникового сигнала, тем точнее данные о пробеге и координатах (а так же высоте над уровнем моря), и соответственно тем ниже погрешность в определении положения.
В том числе и данная причина является определяющей для использования двусистемных терминалов (GPS/ГЛОНАСС) в условиях городской застройки. Возможность полноценного использования сигналов двух группировок спутников на уровне приемника улучшает статистику годных координат.
К сожалению, не смотря на заявленные функции производителями не все абонентские терминалы честно работают с двумя системами спутниковых группировок, предпочитая на практике чистый GPS, и лишь "опционально" используя ГЛОНАСС, например, когда при помощи GPS получить решения не удается, или вообще на практике не использую данные "установленного" чипа ГЛОНАСС. Такой метод использования, конечно же, не повышает качество навигационного решения по сравнению ни с "чистым" GPS, ни с чистым ГЛОНАСС, и может быть отнесен к разделу "маркетинговые уловки торгашей".
В результате того, что большинство картографических движков на данный момент не способно оперировать данными о высоте точки на карте или просто не имеет таких данных (в том числе и CyberFleet - данных о высотах просто нет в тех картах которые используются в программе), то при передвижении ТС с большими перепадами высот может выявляться и накапливаться разница между пробегом по данным одометра АТ, и пробегом рассчитанным по карте, на основании полученных координат. И разница эта тем больше, чем более холмистая местность. Потому использование АТ без встроенного одометра вызывает необходимость со стороны ПО рассчитывать пробег как совокупность длинны отрезков между последовательными координатами, опять же без учета перепада высот, и часто без учета выполненных за время между посылками поворотов. Что на практике может давать значительную разницу между реальным пробегом автомобиля, и показаниями по данным спутниковой навигации с абонентскими терминалами, не оснащенными функциями одометра.
Так же смотрите статьи:
Источник: одометр, ГЛОНАСС, M2M Cyber GLX |